Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Аналитика 
 
Рынок ЭСДН в России - Аналитика  

Всё-таки решено приравнять…
2019-09-06

Законопроект сенаторов В. Рязанского, Л. Тюриной и примкнувшего к ним Э. Исакова об ограничении использования электронных систем доставки никотина и кальянов получил положительный отзыв правительства России. Это будут поправки в ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Первый законопроект на эту тему появился ещё в 2015 году, его автором был тот же Рязанский вместе ещё с одним коллегой – сегодня уже не сенатором. Это вторая или третья версия от Рязанского, не может человек спокойно на вейпы смотреть, причём в иных моментах положения проектов от того же автора были просто взаимоисключающими, что автора вовсе не смущало. Кроме сенаторов, думские депутаты и заксы субъектов Федерации вносили свои варианты, а депутат Н. Герасименко даже собрал под свой законопроект (ставший знаменитым только из-за «курительных камней», которые им предлагалось запретить) сотню подписей единороссов, или даже больше. Обо всей этой чехарде мы неоднократно писали. Но все проекты ложились под сукно либо в профильном комитете по охране здоровья (у того же Герасименко), либо исчезали в правительстве. И вот вдруг один из таких документов правительством был поддержан – с учётом замечаний, конечно. За четыре года из десятка вариантов чиновники что-то выбрали, и каким-то немыслимым образом Минздрав и Минпромторг нашли компромисс. Детали заключения правительства пока широко не известны, да и по сопутствующим документам (например, по поправкам в ФЗ «О рекламе») основные драки ещё впереди. Тем не менее, многие принципиальные вещи уже понятны. А будучи одобрены кабмином, имеют высокие шансы стать законом уже в осеннюю сессию.

Законопроект, прежде всего, определяет понятия «электронное курительное изделие», предлагая считать такими «электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым, в том числе путём нагревания жидкости, в целях их вдыхания (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ)». Про устройства, продуцирующие аэрозоль или дым за счёт нагревания табака, в проекте слов нет, хотя некоторые СМИ поспешили об этом написать. Второе новое определение вводит термин «кальян»: «прибор, используемый для вдыхания аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака, а также продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд с жидкостью». Таким образом, с учётом расширительного толкования, в законодательное поле вводятся все виды ЭСДН как открытых, так и закрытых систем, включая и картриджные э-сигареты, и стиковые с нагреваемым табаком. Важно, что определение кальяна, регулируемого теперь в явном виде тем же ФЗ-15, не требует наличия табака в кальянной смеси. За рамками законодательного поля снова остаются оральные системы доставки никотина (ОСДН) – все эти многочисленные леденцы, пастилки, цукаты и конфеты с никотином, загубные пакетики без табака, но тоже с никотином, и даже никотиновые зубочистки. Что креативные предприниматели изобретут завтра, куда ещё добавят никотина – не известно. Но можно уверенно прогнозировать, что новые товарные категории будут появляться. Все они – в случае принятия такого законопроекта – автоматически получат конкурентное преимущество как средство доставки никотина перед табаком и ЭСДН.

Если новый враг здоровья – никотин, а не табак, скажите об этом прямо, без коррупционных экивоков типа «за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ». Если какие-то формы потребления никотина Минздрав регистрирует и одобряет, то проблема не в никотине, как веществе, а в его дозе, в количестве. Не пора ли честно указать, какая доза является опасной, а какая – полезной (при соответствующем предписании лечащего врача)? Трудно ожидать такого предложения от людей вроде сенатора Рязанского, имеющего за спиной не медицинское образование, а лишь голый большевистский энтузиазм. Но в Думе же должны быть ещё умные люди, нет? Нужна поправка к этим поправкам: дополнительные определения иных никотиновых товарных категорий и прямое указание на уровень никотина, опасный для здоровья.

В тексте законопроекта есть поправки в статью 12 ФЗ-15, устанавливающие те же запреты на использование ЭСДН (и кальянов) в общепите, больницах, школах, вокзалах и так далее – везде, где с 2013 года действует запрет на курение сигарет или сигар. Возможность создания специальных выделенных мест для курения кальяна или парения вейпов предусмотрено ровно в том же объёме, что и для обычных сигарет. Эти требования убивают половину преимуществ получения никотина через вейпы и «айкосы» и безусловно приостановят переход к ним курильщиков. Если также надо выходить из кафе на холодную улицу, а из офиса спускаться на двадцать этажей для перекура, то зачем заморачиваться на новые технологии, да ещё и платить дороже? В таком жёстком варианте поправки способны если не развернуть, то остановить тенденцию к сокращению курения, возникшую в России в последнее десятилетие. Минздрав и сенаторы борются с курением, устраняя мотивацию к отказу от курения. Немного странно, но зато это, видимо, хорошая новость для табачного бизнеса.

Авторы настаивают, что «независимо от применяемых при производстве табачной продукции технологий по изменению характеристик табачных изделий, они однозначно относятся к вредной и опасной продукции». Кроме того, утверждают сенаторы со ссылкой на некие имеющиеся исследования, «употребление несовершеннолетними, которые никогда не курили, электронных курительных изделий с использованием жидкости, содержащей никотин, не менее чем вдвое увеличивает вероятность того, что они начнут курить». Однако эти дежурные (и лживые) страшилки не имеют большого значения, так как содержатся в «Пояснительной записке» к проекту, где бумага терпит любое пустословие. В проекте закона авторы эту болтовню используют для опоры на предложение установить запрет продажи электронных курительных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними – то, что обосновывать давно не надо, что всем понятно и с чем все согласны. Как и с нереализуемым на практике федеральным запретом на использование вейпов теми, кто не достиг совершеннолетия, и запретом на вовлечение детей в процесс использования вейпов.

Законопроект предлагает запретить демонстрацию электронных курительных изделий и табачных изделий и процесса их потребления во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах. Кроме того, предлагается запретить публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация вейпов и процесса их потребления. О пропаганде курения кальянов, как ни странно, ни слова не сказано, их использование в кино и мультфильмах авторы предосудительным не считают. «Австралийская» логика – вещь обычная при борьбе с курением. Впрочем, это как раз не сложно исправить в ходе работы над законопроектом в Думе.

Любопытно, что поправки про вейпы, предлагаемые явно в статью 16 ФЗ-15 («Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака») касаются только новых фильмов, телепередач и т.д. Распространить запрет на раздачу бесплатных образцов, применение скидок, использование табачных товарных знаков, организацию лотерей и мероприятий на ЭСДН и кальяны законопроект не предлагает. В то же время поправка в статью 11 того же ФЗ, где перечислены общие меры борьбы с курением, в том числе пункт 5 («установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака») предлагается дополнить словами «и электронных курительных изделий». Получается, вроде, всю рекламу надо запретить, но в детали запретов попадает не всё. Вероятно, окончательная ясность в вопросе рекламы ЭСДН и кальянов наступит после принятия не только этих поправок, но и поправок в ФЗ «О рекламе».

Поправки в статью 19 вносят ряд ограничений на торговлю вейпами (киоски, вокзалы, больницы и т.д., а также по интернету), но запрет выкладки на витрину (пункты 4–5) не предлагается. Это важное отличие от торговли табаком. Ограничений на торговлю кальянами вообще не вводится (покупайте где угодно, но «дуйте» только дома).

Вот такой неоднозначный законопроект одобрило правительство. В его официальном отзыве говорится, что к проектируемым законопроектом специально оборудованным местам для потребления электронных курительных изделий, одновременно являющимися местами для курения табака, «требуется установление усиленных требований, исключающих возможность проникновения в смежные помещения веществ, выделяемых в процессе потребления указанной продукции». То есть курящих табак обитателей курилок надо защитить от вейперов? Похоже на параноидальный бред, но посмотрим, что получится в итоге.

В правительстве также отметили, что нужно предусмотреть поправки в КоАП об усилении ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления их деятельности. Принятие законопроекта, помимо КоАП, потребует внесения изменений и в иные законодательные акты РФ: Трудовой кодекс, закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», закон «О рекламе», отмечается в документе. Кроме того, необходимо доработать финансово-экономическое обоснование к законопроекту в части включения в него информации, мотивированно подтверждающей заявленный незатратный характер проектируемых норм, указали в отзыве.

  :  NicotianA №4 (36) Осень 2019


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.