Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Аналитика 
 
Рынок ЭСДН в России - Аналитика  

Все продукты с никотином равны, но некоторые равнее - 2
2021-01-28

Продолжаем рассмотрение ФЗ-303 с поправками в антитабачный закон, приравнявшими регулирование ЭСДН к табачному. Начало анализа в прошлом выпуске «НА», здесь – Статьи 18 и 19 закона, затрагивающие торговлю.

Статья 18 посвящена предотвращению незаконной торговли и интересна только пунктами 3 и 5 о распространении цифровой маркировки на никотинсодержащую продукцию (НСП) с 1 июля 2022 года. Это не новость, осенью даже был начат эксперимент по маркировке, пока, правда, только для стиков нагреваемого табака. Для вейп-шопов маркировка означает подключение к системе ЦРПТ (оператора маркировки), что стоит существенных затрат денег, нервов и времени. Если ваша точка уже расширила свой ассортимент табачными изделиями из-за запрета выкладки, то, скорее всего, с маркировкой вы уже знакомы. Если нет, сочувствуем, это неприятный жизненный опыт.

Для рынка в целом внедрение маркировки в НСП грозит тем, что рынок станет не «белее», как нас убеждают чиновники Минпромторга и бенефициары проекта, а «чернее». И вот почему. Табачный бизнес уже столкнулся с парадоксом: маркировка фактически легализует неуплату акцизов. То есть производители сигарет, многие из которых до маркировки вообще работали подпольно, теперь легализуются, вставая на учёт в ФНС и ЦРПТ. Это хорошая новость, о ней рапортуют на конференциях и докладывают президенты. Плохая новость в том, что однократная легализация в системе маркировки не принуждает производителей покупать настоящие акцизные марки (бумажные) в ФНС и вообще позволяет не платить налоги – при условии, что ты платишь оператору и покупаешь у него цифровые коды для каждой пачки. Об этом Минпромторг помалкивает. Действительно, как бы «контрольная» система «Честный знак» подтверждает легальность продукции, если у неё подлинный цифровой код (дата-матрица). Однако акцизная марка на такой пачке запросто может быть картинкой из принтера, без экспертизы этого не определишь. Соответственно, 90% контроля заканчиваются наведением смартфона на матрицу кода на пачке. Если код в системе, всё отлично, до проверок бумажных акцизок и самой продукции дело не доходит. Поняв эту простую истину, мелкие производители сигарет перестали покупать акцизные марки за 60 рублей в ФНС, а покупают цифровые коды в ЦРПТ (как в старом анекдоте: «Ты почему купил доллары, а не евро? – А доллары дешевле»).

Беда российского вейп-рынка в том, что на нём вообще нет бумажных акцизных марок (Белоруссия в этом плане оказалась дальновидней), поэтому наличие цифрового кода на упаковке э-сигареты будет единственным доказательством её легальности. Остаётся добавить, что цифровые коды легко копируются с пачек, выпущенных и проданных полностью легально, а система ничего с этим сделать не может. Она напишет, что код у вас в руках был продан полгода назад за тысячу километров и принадлежит совсем другому товару, и это не помешает продавцу вручить его вам, взяв деньги. Знаменитый уже своей наглой нелегальностью бренд э-сигарет «HQD» и прочие дудки из того же источника, по всей видимости, в 2022 году тоже «легализуются», подключившись к системе маркировки. И в отличие от обычных сигарет, даже экспертиза не докажет, уплачен с них акциз или нет.

В Статье 19 изложены основные ограничения на торговлю, распространённые теперь и на НСП. Основное ограничение в том, что для розничной продажи НСП годятся только полноценные магазины и павильоны с торговым залом, отдельным входом и расположенные в торговых центрах или на улицах городов. Запрещена торговля вейпами и кальянами в киосках.

К счастью, ограничения на размер торгового зала в законе нет, но кое-что другое учесть придётся. Например, место расположения магазина. Понятно, что он не может быть на территории медицинского, спортивного, культурного или образовательного учреждения, а также учреждения органов власти. Не годятся также никакие вокзалы, аэропорты, порты и станции метро. Кроме того, запрещена торговля в магазинах, расположенных ближе чем сто метров по прямой от ближайшей точки территории образовательных учреждений. Это хорошо известная глупость антитабачного закона: именно по прямой должно быть 100 метров, а не по траектории возможного движения пешехода. Детский сад или вуз, или даже краешек их территории может быть от вашего магазина отделён автострадой, железной дорогой или иной непроходимой территорией, но если лазерное измерение покажет менее 100 метров, то всё, вам – штраф.

Торговля алкоголем, кстати, находится в лучших условиях. Для неё подзаконный акт утвердил инструкцию, как определять 100 метров (именно вдоль кратчайшего пешего маршрута), а для табака и НСП порядок учёта метров прямо изложен в Федеральном законе. Депутаты, видимо, по земле не ходят, они летят к цели по прямой через любые преграды, и другого не представляют. Глупость? Да. Но это – закон!

Если кто-то всё ещё сомневается, подтверждаем: интернет-торговля НСП полностью запрещена. Нет никаких лазеек, типа виртуальных витрин для оффлайн-магазинов, «столов заказов» и прочих ухищрений. Контролёры уже поднаторели в ловле интернет-торговцев табаком (кстати, они не особо упорствуют, табачный «контрабас» тоннами идёт через сеть: группы в Telegram даже заблокировать нельзя). Но честных могут поймать запросто. Полбеды, если лишь домен заблокируют, который всего пару недель поработал, а могут и штрафы выписать на сотни тысяч. Так что переводите клиентуру в Telegram, а в прочем онлайне никаких намёков на продажу – только описание продуктов и адреса оффлайн-точек продаж.

Ещё одно интересное ограничение по новому закону (Статья 19, пункт 3) – запрет продаж с лотков или на стендах на ярмарках и выставках. Это автоматически хоронит бизнес вейп-выставок в России. Хотя, строго говоря, на выставках всё ещё можно продавать устройства. Показывать (на выставке) можно всё – и жижу, и дудки, и кальяны с табаком, но ни раздавать (Статья 16, см. прошлый выпуск журнала), ни продавать ничего с табаком или никотином нельзя (надо ли напоминать, что на закону РФ вейп-жидкость без никотина считается жидкостью с никотином? Депутаты над землёй летят по прямой, а мысли у них кривовато движутся).

Есть некоторое противоречие в отношении продаж кальянных устройств: часть 4 Статьи 19 запрет выкладки не распространяет на кальяны, а только на табачную и никотинсодержащую продукцию, то есть, типа, ставь на полку; но в части 5 той же статьи (где описан перечень продукции для продаж без выкладки) кальяны включены, что довольно глупо: остаётся неясным, как же продавать кальяны – выставлять на витрину или можно только включить в перечень? Из духа закона следует, что речь идёт о включении в перечень кальянных смесей, а не самих устройств, но буквально из текста это не следует.

Кстати, насчёт перечня. Кальянное устройство – это штучный товар, описать его в перечне коротко нельзя. Но, тем самым, законодатель дал наводку, как немного обогнуть строгий запрет на выкладку: число «буков» законом не ограничено, только цвет и шрифт (и это, кстати, пока не используют продавцы табака). Активнее и подробнее описывайте продукцию, не впадая, естественно, в рекламный раж, но и не стесняясь, отражая отличия одного товара от другого, следующего по списку. Для вейп-шопов этот перечень («прайс-лист») – новый инструмент, и к нему надо подойти сознательно. «Алфавитным» порядком ведь тоже можно неплохо манипулировать, учитывая, что жижу можно назвать «ЭСДН-жидкость», «вейп-жидкость», «жидкость для…» и т.д. И это – не считая собственных названий брендов в русском и оригинальном языковых вариантах. Для больших сетей вейп-шопов, имеющих собственные поставки и нацеленных на продажу своих брендов в первую очередь, порядок продуктов в перечне и характер описания, детализация – отличный способ обратить внимание покупателя именно на свою продукцию. И единственный возможный (кроме слов и действий продавцов, конечно).

Добавим, что продажа через автоматы запрещена для никотинсодержащей продукции и кальянов, но не устройств. При запрете продажи вообще на вокзалах, на станциях метро и в гостиницах разрешение торговать устройствами через автоматы выглядит немного нелепым. Получается, через автоматы можно продавать дудки, но только в магазине, где есть зал и продавец. Весь смысл автоматов – иметь точку продаж без продавца. Это удобно как раз для гостиниц, метро и вокзалов, но законодатель не стал вникать в такие тонкости.

Некоторая несимметрия в запретах для НСП и гаджетов оставляет чуть больше свободы для торговли дудками. Устройства типа «iQOS» или «glo» в ТЦ остаются на прежних местах. Разрешена их онлайн-продажа и через автоматы, а вот стики с нагреваемым табаком, как и любые заправленные вейпы, – только в магазине.

Продажа в одной потребительской таре дудок и жижи – эта тема одно время активно обсуждалась – вполне допустима, такого ограничения в законе нет (Статья 19, пункт 6), но в одной упаковке с НСП или устройством не может быть товаров, никакого отношения к табаку или никотину не имеющих.

Запрещена торговля НСП и на всех видах общественного транспорта.

Пункт 19.9 – тот самый, что запрещает с 28 января продажи э-жидкостей с содержанием никотина более 20 мг/мл. Поскольку нет никаких норм технического регулирования и контроля для этого параметра, и появятся они года через два в лучшем случае, проверяльщики соблюдения этого положения закона, строго говоря, могут смотреть только на упаковку. Так что убедитесь, что ни на одном пузыре у вас нет указания на содержание никотина выше нормы. Отсутствие вообще цифры по никотину – хороший повод изъять у вас образцы на экспертизу. Надо отметить, что техрегулирования на федеральном уровне (или на уровне ЕАЭС) хоть и нет, но определить уровень никотина в любой жидкости в аккредитованной лаборатории Роспотребнадзор всё-таки может. Поэтому не провоцируйте.

Общий вывод прост и понятен: в текущем году вейп-шопы будут в центре внимания Роспотребнадзора и других проверяющих, никому отсидеться в тиши не удастся. Но и чтобы научиться соблюдать весь объём новых требований, вейп-рознице понадобятся годы. Значит, что платить в бюджет (или сговорчивому контролёру) вы будете по любому. Создавайте резервы, пока к вам не пришли.

Максим Королёв   :  NicotianA №2 (42) Весна 2021


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.