Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Аналитика 
 
Рынок ЭСДН в России - Аналитика  

Украденная победа
2021-03-10

Есть две, на мой взгляд, фундаментальных причины глобального противодействия вейпингу и отрицания концепции снижения вреда в отношении курения. Обе причины – реальные, объективно существующие факторы, устойчивые и неустранимые без серьёзных специальных усилий. Да и при таких усилиях их устранение заняло бы многие годы без гарантии результата.

Причины глобальны, действуют повсеместно на Земле, и есть лишь несколько стран (Великобритания, Швеция, Япония и, отчасти, США), где подавление вейпинга властями идёт не столь успешно, как в остальном мире. В этих государствах фундаментальные причины тоже присутствуют, но по разным обстоятельствам действенность их менее губительна для индустрии (хотя одно общее обстоятельство есть – все эти страны склонны проводить самостоятельную политику во всех сферах, не особо ориентируясь на мировую бюрократию или тем более на отдельных филантропов).

Первая фундаментальная причина в том, что альтернативные способы доставки никотина (далее – АСДН) эффективно снижают курение, но мешают бороться с табаком здравоохранению. АСДН – это коммерческий сектор, это бизнес, который опирается на объективную потребность части общества (в никотине без канцерогенов) и растёт на рыночных принципах: баланс спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Для решения проблемы курения он не требует вовлечения государственных служащих из системы здравоохранения с их «специальными знаниями» и, что ещё важнее, не требует государственного финансирования. Системы здравоохранения во всём мире живут и процветают за счёт бюджета и состоят из огромного числа чиновников (иногда вполне квалифицированных специалистов), желающих сохранять свою работу и получать всё более высокую зарплату. Во многих случаях, особенно в системах «кумовского капитализма» (а это сегодня три четверти мира), важной частью бюджетных трат являются нарастающие объёмы финансирования борьбы с «табачной эпидемией», то есть деньги для того «кума», которому эта борьба поручена. Значительная часть средств естественно автоматически оседает в карманах чиновников здравоохранения и приближенных НКО.

В такой ситуации минздрав любой страны, действуя как единый механизм с облепившими его НКО, не может даже сохранять нейтралитет по отношению к АСДН. Альтернативный никотин (но не от фармкомпаний) – угроза процветанию медицинских чиновников. Даже если вейпы и снюсы эффективно помогают решить проблему курения, которая при этом искусственно выпячивается и заявляется органами здравоохранения как наиважнейшая, они (эти альтернативы) никогда не будут признаны союзниками здравоохранения. Вместо этого АСДН именуется «новым маркетингом старого табака» и «воротами к курению», не более того. АСДН – помеха и, в силу своей эффективности, прямая угроза привычному благополучному существованию здравоохранения в любой стране. Именно об этом препятствии рациональному регулированию АСДН говорит интеллигентный профессор Джерри Стимсон в своей статье, сетуя на невозможность убедить чиновников везде, кроме Великобритании, в ценности использования концепции снижения вреда для борьбы с курением.

Возможно ли устранить эту фундаментальную причину? Только более высокий, чем министерский, уровень власти (глава правительства, президент или парламент) может вмешаться и снять с повестки дня вопрос борьбы с курением в целом или понизить его статус. Если у минздрава не будет в приоритете этой задачи и соответствующего привычного финансирования, то и противодействие вейпингу ослабнет. Вариант понижения статуса – более мягкий и реалистичный на фоне повышения статусов других задач здравоохранения (борьба с онкологией, ВИЧ, коронавирусом, детской смертностью и т.д.). Но даже мягкий вариант имеет мизерные шансы на осуществление в любой реальной стране: привычные лёгкие деньги на финансирование борьбы с курением при отсутствии всякой ответственности за результат (манипуляции со статистикой не в счёт) – мощный якорь. Медчиновники сами его никогда не сдвинут – зачем пилить сук, на котором сидишь?

Вторая причина не менее мощна и глобальна. Миллиардер из США Майкл Блумберг начал в 2000-х годах свою миссию по искоренению курения на Земле. Это показалось ему достойной (и относительно недорогой) задачей для увековечивания его величия. И всё шло неплохо, правда, к РКБТ он подключился на позднем этапе и не успел повлиять на сам текст РКБТ (где прямо указано на снижение вреда как средство достижения целей РКБТ). Зато он постепенно прибрал к рукам финансирование аппарата РКБТ в дополнение к своей глобальной системе финансирования НКО через гранты фонда «Глобальная инициатива Блумберга» и отдельному проекту мониторинга антитабачной борьбы MPOWER, осуществляемому от лица ВОЗ, но полностью на деньги Блумберга.

Приватизация внушительной части ВОЗ – гениальная идея Блумберга. Вряд ли его так сильно возбуждает идея оздоровления человечества, но его точно привлекают лавры «спасителя» и признание этой его роли. Кроме того, борьба с курением – идеальное прикрытие для налаживания политических контактов и сбора самой разной информации. Блумберг выстроил, по сути, систему частной глобальной разведки через НКО, занятые «проблемами здравоохранения», то есть, типа, от политики далёкие. Обмануть удалось даже китайские и белорусские спецслужбы: если НКО говорит, что борется с курением, то американское финансирование не проблема, благое же дело делает. Борьба НКО «с курением» нередко подразумевает практику уличных акций, распространение листовок, сборы подписей под петициями или даже «мониторинг курения в войсках» (как это уже было в России при прошлом министре обороны). Но ведь это же всё – ради «спасения наших детей от никотина»! Так что никакого госконтроля, никаких проверок деятельности и источников финансирования не происходит. Поначалу система работала во всём мире, кроме стран-союзников США (система Блумберга решала задачи политические и разведывательные, поэтому исключало деятельность на территории союзников). На сегодня Майкл Блумберг обладает, возможно, наиболее полными данными о политической ситуации во всех странах мира, включая уже не только развивающиеся, но и самые развитые страны мира, в том числе родные для миллиардера США (с учётом его противостояния с Трампом и это могло быть актуально).

Так вот вейпинг… Система Блумберга «по борьбе с курением» неплохо работала, данные собирались и обрабатывались, иногда даже удавалось преуспеть в реальном деле: например, НКО «Опора» в Киеве сначала боролась с курением, потом помогала на «майдане», а в итоге занялась организацией выборов президента – никакой политики, чисто борьба с курением. Всё это время лавры над головой Блумберга, как главного победителя табака, цвели и кустились. Но вдруг появились и распространились по миру АСДН, которые в силу новизны были упущены из-под контроля и властей, и пожилых филантропов, а оказались очень эффективны! Курение в США, Великобритании и Японии начало стремительно снижаться. В нулевых оно быстро снижалось и в Европе, но вовремя принятая директива TPD-2 с жёсткими требованиями на вейпинг притормозила процесс. Однако победу над курением у Блумберга чуть не украли! Курение исчезает из-за перехода курильщиков на АСДН, а великий мессия Блумберг как бы остаётся ни при делах? Блумберг начал новый этап «борьбы с курением» – борьбу с альтернативами курению. Подавить вейпинг следовало не только в развивающихся странах, но везде, поэтому система модифицировалась. В ЕС, Южной Корее, Австралии и Новой Зеландии агенты Блумберг успели вмешаться (частично и в самих Штатах), а Великобританию, Японию и Швецию – упустили.

Для одержимого мессианской идеей союзник, укравший победу над врагом, – хуже самого врага. Так вейпинг и стал хуже табака везде, где здравоохранение и СМИ подчинены системе Блумберга, то есть практически во всём мире. Все силы мощной глобальной системы миллиардера были брошены на борьбу с вейпингом. Повсеместно «табак» стали подменять «никотином» (фарме это, возможно, не нравилось, но Блумберга это не волновало). Задача была поставлена: приравнять АСДН к табаку и применить все те же или ещё более жёсткие требования закона. Возобновилась и работа со СМИ, затихшая после приведения законов в большинстве стран в соответствие с нормами РКБТ. Теперь им поставлена задача демонизировать вейпинг, основной тезис «э-сигареты более вредны, чем обычные». Подключилась и мусорная наука, «доказывающая» тот же бредовый тезис. Ни у кого не должно быть иллюзий насчёт «независимости» СМИ или учёных. Недельные курсы или семинары на лучших курортах в пятизвёздных отелях делают любого журналиста лояльным спонсору, а не принципам журналистики, когда-то изученным в университете.

Проблема обиженного филантропа, у которого кто-то пытается отнять его заслуженные лавры, – это серьёзная проблема. Это не преодолимо естественным путем, само не рассосётся. Задачи поставлены, новые сотни миллионов вброшены, система закрутилась с новой силой. Даже в случае смерти немолодого уже Блумберга значительная часть наследства достанется его фондам и его системе глобального контроля, живущей и сейчас уже ради поддержки своего существования, а не ради идей полоумного старика (любые идеи, конечно, поддерживаются на ура, ведь за ними идут деньги). Умные люди в руководстве Фонда и других структур Блумберга наверняка позаботились о том, чтобы финансирование Блумберга не прекратилось, даже когда его самого не станет. Настроенная на поддержку своего status quo система Блумберга не допускает, естественно, ни полной победы, ни прекращения борьбы. Деньги не кончатся. Это личные средства филантропа (Блумберга и его друзей – Гейтса, Сороса, да и другие демократы могут с годами подтянуться – Безос, например, или Пейдж, Брин, Цукерберг), то есть источник неиссякаемый и громадный.

Однако пресечь влияние на аппарат РКБТ и уменьшить влияние на чиновников здравоохранения, вероятно, можно. С аппаратом РКБТ, равно как и с ВОЗ в целом, а также с другими глобальными институтами (например, ОЗХО), главная проблема в том, что у них есть право получать благотворительное финансирование от частных лиц и организаций, а не только от взносов стран-участниц этих организаций. Когда частное финансирование превышает членские взносы, мнение – даже консолидированное мнение – стран и правительств перестаёт играть роль, организация начинает действовать в интересах спонсора. Выход США по решению Трампа из участия в ВОЗ – пример рациональной реакции в том числе и на этот расклад. Решение проблемы – в запрете на частное финансирование международных организаций. Должны быть допустимы только взносы участников и полная подотчётность международному сообществу о расходах организации. Если такой запрет внести в устав не представляется возможным, ведь преодолеть сопротивление действующего административного аппарата организации – это, несомненно, труднейшая задача, хотя теоретически разрешимая, – то остаётся путь роспуска такой организации и создание альтернативной международной структуры с теми же основными задачами, но менее бюрократизированной и ограждённой от частного влияния.

Едва ли мы увидим, как распадается ВОЗ. Но создавать секции по проблемам здравоохранения в рамках БРИКС или «большой двадцадки» стран – идея вполне здравая. И вопросы вакцинации, кстати сказать, хороший повод отодвинуть ВОЗ и понизить её статус. Путь указал Трамп, но пока статус понизили ему самому.

А с чиновниками здравоохранения даже проще, в каком-то смысле. Очистить окружение министерства от НКО, от маскирующих их «общественных» и «координационных» советов, комитетов и рабочих групп несложно при наличии политической воли. И не обязательно нужен механизм выявления «иностранных агентов», просто надо принять, что коррумпировать чиновника может не только бизнесмен, но и общественный активист, получающий зарубежное финансирование. А допустив такую возможность в теории, провести практическое расследование наиболее вопиющих фактов влияния господина Блумберга на решения министра или его заместителей, фактов предоставления подарков в виде поездок и т.д. Это под силу любой стране безо всякого Трампа.

Вывод прост: атака на вейпинг – не случайность, у неё есть мощные и в реальности не устранимые причины. Убеждать чиновников здравоохранения логическими аргументами бессмысленно, смысл имеет только воздействие на более высокий уровень.

Максим Королёв   :  NicotianA №2 (42) Весна 2021


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.