Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Аналитика 

2016-10-10    
Вейп-Бар-Бум
 
Рынок ЭСДН в России - Аналитика  

Вейп-Бар-Бум
2016-10-10

В России и Китае набирает обороты мода на специализированные розничные точки по реализации вейп-ассортимента.

В 2014 году число розничных точек, где можно было выбрать электронную жидкость из широкого ассортимента или подобрать «набор начинающего» с помощью грамотного продавца-консультанта, насчитывало в России, в лучшем случае, несколько десятков, и все в Москве. В прошлом году их счет пошел на сотни, а в этом, по последним оценкам, по всей стране открыто уже более 1300 специализированных вейп-шопов и вейп-баров, где продукт можно не только купить, но и предварительно попробовать. Такие точки открывают как маститые поставщики российского рынка ЭСДН, вроде Babylon или Vardex, так и частные предприниматели.



«В вейп-шопах продается все, что надо вейперу, – описывает картину газета «РБК» по словам Сергея Новикова из компании SvoёMesto и Ильи Барышева из Babylon Vapeshop. – А это достаточно большой ассортимент: в первую очередь корпус устройства для вейпинга с вапорайзером (испарителем), к которому отдельно покупается аккумулятор, зарядное устройство, хлопок для нагревательного элемента, дрип-тип (наконечник, или мундштук) и, самое главное, жидкости. Количество вкусов превышает 10 тысяч разновидностей – от простых вроде ананаса или мяты до вкуса донатса или хвойного леса. Некоторые смешивают жидкости самостоятельно из подручных элементов: сырье тоже можно купить в вейп-шопах, а себестоимость такой жидкости будет порядка 50 руб. за 30 мл вместо средних 350–500 руб. В Babylon Vapeshop представлено более 60 брендов жидкостей и несколько сотен вкусов. Цена зависит от производителя: китайские жидкости стоят от 250–300 руб. за флакончик объемом 30 мл, недорогие российские бренды – до 500 руб. Премиальные жидкости обойдутся дороже. Например, российско-американская «Skills» от того же Babylon Vapeshop стоит около 1000 руб. за 30 мл, а американская – около 1500 руб. за такой же объем. В среднем парильщику такого флакона хватает примерно на неделю. Выручка успешного специализированного магазина для вейперов составляет от 1,5 млн до 3 млн руб. в месяц в Москве и от 0,5 млн до 1,5 млн руб. в регионах. Все зависит, конечно, от места нахождения и проходимости. Почти любую жидкость и детали для девайсов можно купить онлайн, но все больше клиентов предпочитают приходить в вейп-шоп потусоваться. В среднем стартовый набор вейпера стоит от 7 до 10 тыс. руб., и это не считая жидкостей для «парения», которые покупаются отдельно. Если курить в день по пачке обычных сигарет (премиального сегмента), то в год потратишь около 36 тыс. руб. За эти деньги можно купить себе заряженный девайс и жидкостей на год вперед, подсчитал Илья Барышев. Многие покупают разные девайсы для дома, автомобиля и офиса. Вейп-девайс это уже не безликая стандартная пачка сигарет, это продолжение личности вейпера, он заботится о нем, ухаживает, покупает ему запчасти и расходники».

В недавно созданной Ассоциации вейп-бизнеса «ПАУРРЭНС» оценивают сегмент вейп-шопов как самый динамичный из розничных сегментов. В 2017 году число специализированных магазинов для вейперов достигнет в России 5000 точек, если какие-то поспешные меры госрегулирования не внесут свои коррективы в естественное развитие этого сектора. Кроме того, жидкостями торгуют многие специализированные табачные лавки, а их число по стране также составляет порядка 5000 точек. Если говорить обо всей рознице, вовлеченной в реализацию ЭСДН, то следует упомянуть супермаркеты и алкомаркеты, в которых пока встречаются преимущественно закрытые системы (одноразовые э-сигареты), и тогда надо прибавить к общему количеству еще 40 000 объектов этого формата. Причем тенденции здесь вполне недвусмысленные: все больше сетевого ритейла России включается в дистрибуцию ЭСДН, и все большая доля среди них расширяет свой ассортимент на э-жидкости и даже на дорогие гаджеты.



Общее число российских вейперов, учитывая всех потребителей товаров категории ЭСДН, составляет на 2016 год 1,5 млн человек. Сейчас это примерно 4% от числа курильщиков в РФ. Ожидаемый прирост этой аудитории в ближайшие годы будет составлять 25–30%. В 2015 году российские вейперы потратили примерно 215 млн долларов США на девайсы, запчасти и «жижу», это около 1,4–1,5% от расходов потребителей табака в России. В 2016 году ожидается та же пропорция, но в абсолютных показателях это уже около 280 млн долларов. Правда, причина роста сегмента ЭСДН – расширение потребительской базы, а рост емкости табачного рынка обусловлен исключительно ростом акцизных ставок. Оценка объема рынка вейпинга в России для будущего года – 350 млн долларов США.

Интересно, что в Китае, на технической родине вейпинга, картина складывается очень похожая. Об этом рассказал на конференции TJI Campus в Дортмунде Джеки Чжуан (его интервью нашему журналу было опубликовано в «NА» № 4 (20), Осень 2015 г.). Тот же самый бум вейп-шопов и вейп-баров в последний год. Так, в 2015 году насчитывалось 1500 специализированных магазинов в Китае, из которых две трети появились в течение предшествующего года. При этом и емкость табачного рынка, и население в Китае примерно в десять раз больше, чем в России. Объем вейп-рынка в Поднебесной, однако, не намного выше нашего: 380 млн долларов на 2015 год и вдвое больше ожидается в 2016 году. Значительное отличие соотношения розничной сети и общего объема продаж в Китае от России объясняется тем, что в Китае 75% всей реализации это онлайн-продажи. В России соотношение скорее обратное, но точных данных ни у кого нет. Как и в России, китайские вейп-шопы и вейп-бары – это места не только торговли и консультации со специалистами, но и тусовки потребителей, в которых проходят бесконечные клауд-контесты, презентации, вечеринки и дегустации новинок.



Для сравнения интересно упомянуть данные по всему миру, которые привел в своей презентации на конференции в Дортмунде представитель Euromonitor International. Общемировая выручка вейп-индустрии в 2015 году составила около 8 млн долларов США, из которых 3,4 млн долларов – продажи жидкостей. Из проданных девайсов три четверти мировой выручки приходится на «танк-системы», то есть гаджеты заправляемых, открытых систем. Среди крупнейших рынков исследователи называют США, Великобританию, Францию, Германию, Китай и Малайзию.

Вполне вероятно, что Россия очень скоро нагонит лидеров этого рынка. Помешать этому могут идеи ввести акцизы, приравнять ЭСДН к табачной продукции, со всеми вытекающими запретами и ограничениями, и другие потенциально репрессивные меры. Ясность по ситуации в России можно ожидать после обнародования новой Концепции антитабачной политики, которую готовит Минздрав. Министерство, в свою очередь, ожидает руководящих принципов по ЭСДН от Конференции сторон Рамочной конвенции ВОЗ, которая пройдет в ноябре 2016 года в Индии.

Мы обо всем напишем.

Максим Королёв   :  Журнал "NicotianA" №4(24) Осень 2016


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.