Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Аналитика 
 
Рынок ЭСДН в России - Аналитика  

Открытые системы побеждают…
2016-06-10

Россия, однако, пока отстает в этом тренде. Новое исследование консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young, EY) дает подробную картину рынка ЭСДН для семи стран мира: Великобритании, Франции, Германии, Италии, Польши, России и Южной Кореи. Если исключить США и Китай, то эти семь рынков представляют 75% мировой выручки в сегменте ЭСДН (в розничных ценах). Мы расскажем здесь об основных результатах исследования EY.

В исследовании использованы данные многих источников, включая глубинные интервью пользователей ЭСДН в семи выбранных странах, примерно по 2000 респондентов в каждой. Основные показатели сравнивались за 2013-2015гг, а результаты были представлены весной 2016г. Можно утверждать, что на данный момент – начало лета 2016 года – более полной и точной картины мирового рынка ЭСДН нет. В отчете приняты определенные и вполне оправданные упрощения. Например, весь ассортимент приборов ЭСДН разделен на три категории: одноразовые электронные сигареты, заправляемые (со сменным картриджем, заправленным в заводских условиях) и «моды», куда отнесены все открытые системы, заправлять которые э-жидкостью могут сами пользователи.

В семи исследованных странах общее число пользователей ЭСДН выросло с 2,8 млн в 2013г. До 5,1 млн в 2015г., рост на 86%. Наибольшее число пользователей в Великобритании и Франции, 4,5 и 3 процента взрослых соответственно. В России на 2015г. EY оценивает число потребителей ЭСДН в 1% взрослых, что означает 1,1 млн человек (число граждан старше 15 лет в России примерно 110 млн). Для глобальной оценки рынка ЭСДН авторы ссылаются на Euromonitor International и приводят цифру в 6,1 млрд фунтов стерлингов (8,9 млрд долларов США) как размер рынка в 2015г. При этом темпы роста мирового рынка ЭСДН в 2014-2016гг. Оцениваются примерно в 50% ежегодно с тенденцией к замедлению до 15-20% к концу текущего десятилетия. Прогноз емкости мирового рынка на 2019г. – 23 млрд долларов.

Если говорить о доле курильщиков табака, настоящих или бывших, начавших употреблять ЭСДН, то она стала весьма заметной, особенно на развитых рынках. Так в UK она составляет 20%, а во Франции – 12%. Исследователи отмечают, что степень распространенности курения табака никак не коррелирует в настоящее время с распространенностью потребления ЭСДН. На последнюю значительное влияние оказывают такие факторы как цены на товары ЭСДН, цены на табачные изделия, государственное регулирование обоих секторов рынка, развитость каналов распространения и многие другие факторы.

Доля пользователей ЭСДН, которые идентифицируют себя как «бывшие курильщики», постоянно растет. В 2015г. Она достигла 37% (31% в 2013г.). Число «двойных» пользователей, т.е. Продолжающих курить табачные изделия, начав использование ЭСДН, постоянно снижается и в 2015г. Составило 54% в среднем по всем семи странам. В России пока доля «двойных» составляет 70%, доля «бывших» курильщиков – 22%, а доля тех, кто никогда не пробовал табак, но уже «парит» не превышает 8%. В среднем по семи странам чистых парильщиков – 9%.

Исследователи из EY особо отмечают рост популярности модов как основную тенденцию рынка. В 2015г. Доля пользователей этих девайсов достигла 62%, против 55% в 2013г., при этом число пользователей одноразовых сигарет сократилось с 24 до 16%, а приборов со сменным картриджем – с 48 до 35% за тот же период. Общее число превышает 100%, т.е. При опросе респонденты могли указывать более одного типа устройств, если они ими пользуются. Это средние данные по всем семи рынкам. Здесь интересно отметить, что Россия пока значительно отстает в переходе на моды. В 2015г. Лишь 37% парильщиков использовали открытые системы (49% предпочитают сменные картриджи и 32% - одноразовые сигареты). Для сравнения, во Франции эти показатели, соответственно: 78, 24 и 7 процентов (см. Диаграмму 1).


На Диаграмме 1 видно также, в какой мере в разных странах пользуются одновременно несколькими системами – общее число во всех семи случаях превышает 100%, в среднем составляя 13%. Наибольшее распространение практика двойного-тройного пользования получила в России (18% потребителей), наименьшее – в Польше.

Не менее любопытные различия между странами демонстрирует Диаграмма 2, где показаны доли типов девайса, используемого потребителем первым из ЭСДН, когда он решается попробовать эту альтернативу. В первом использовании также превалируют открытые системы с долей в 42% по всем странам в среднем. Но различия между странами по «входным» девайсам еще более ощутимы. Так, в пяти из семи исследованных рынков первыми чаще используются моды, с максимумом во Франции (почти 60% начинающих пользователей). Однако в Великобритании первой чаще оказывается система со сменным картриджем (41%), а в России – одноразовые сигареты (44%).

Говоря об электронных жидкостях, как предварительно заправленных в картриджи или одноразовые э-сигареты, так и продаваемые отдельно для самостоятельной заправки, исследователи EY отмечают, что наиболее популярной группой вкусов остается «табак». В среднем по всей группе он занимает долю в 28%, но доминирует и в каждой отдельной стране, исключая Южную Корею, где на первом месте «ботанические» вкусы. В России отрыв «табачных» вкусов (23%) от «фруктовых» (22%) и «ботанических» (21%) почти не заметен. В целом, пять вкусовых групп (три названных плюс «сладости» и «напитки»), очевидно, доминируют в спектре вкусов, оставляя всем прочим возможным разновидностям лишь около 10% рынка.

Что касается содержания никотина, то здесь интересна динамика за 2013-2015 годы. Так, доля безникотиновых э-жидкостей выросла с 12 до 16%. Еще более впечатляющим выглядит рост доли низконикотиновых ЭЖ (1-11 мг на мл) – с 11% в 2013г. До 73% в 2015г., в среднем по всем семи странам. Рост этих сегментов происходит за счет двух других: доля ЭЖ со средним уровнем никотина (12-18 мг) снизилась с 50 до 9%, а с высоким (более 18 мг) – с 27 до 2%. Ту же тенденцию отмечают и отмечали ранее многие исследователи рынка ЭСДН.



В качестве заключения этого краткого обзора можно отметить, что Россия входит в десятку крупнейших рынков ЭСДН с более чем миллионом постоянных пользователей. Потенциал роста этого рынка остается весьма значительным. Сохранение status-quo в регулировании, в темпах роста цен на табак, в динамике валютного курса обеспечит, с высокой вероятностью, и дальше быстрый рост этого рынка, по меньшей мере, двузначными цифрами ежегодно. Российский рынок можно считать «молодым» в том смысле, что он пока отстает от США и крупнейших европейских рынков в основных тенденциях, хотя и следует явно тем же путем. Соответственно, можно ожидать, что в России будет и дальше нарастать популярность использования модов и иных девайсов открытых систем, за счет некоторого снижения популярности одноразовых э-сигарет и систем со сменным картриджем. Будут расти продажи э-жидкостей, причем курсовые колебания здесь не будут оказывать ощутимого влияния на объем продаж, поскольку уже сегодня доминирующий объем – ЭЖ местного производства. Спрос на содержание никотина в э-жидкостях будет от стабильного к понижению, разнообразие вкусов также еще максимума (если он возможен) не достигло.

Максим Королёв   :  Журнал "NicotianA" №3(23) Лето 2016


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.