Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Аналитика 
 
Рынок ЭСДН в России - Аналитика  

Полезная статистика
2018-03-05

Здесь мы кратко приводим результаты нескольких важных статистических исследований российского рынка ЭСДН, проведённых в последнее время. Эти свежие данные пока не получили должного распространения, и редакция настоятельно рекомендует обратить на них внимание.

Употребление ЭСДН взрослыми россиянами

Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака (GATS) представляет собой национальный репрезентативный опрос домохозяйств, в котором опрашиваются лица 15 лет и старше и который является глобальным стандартом систематического мониторинга потребления табака. В 2016 году в России всего было проведено 11 458 полностью завершённых персональных интервью, примерно столько же было опрошено в 2009 году. Непосредственно опросы проводил Росстат, а финансовая поддержка осуществлялась фондом «Инициатива Блумберга по снижению потребления табака» (Bloomberg Initiative to Reduce Tobacco Use).

Согласно отчёту, в России в 2016 году доля взрослых, которые когда-либо слышали об электронных сигаретах, составила 79,9%, а 3,5% (4,2 млн человек) взрослых постоянно их использовали. Однако среди взрослых в возрасте от 15 до 24 лет 91,2% когда-либо слышали об электронных сигаретах и 9,7% были постоянными пользователями электронных сигарет.

В 2009 году такого показателя в опросе не было вообще. Э-сигареты, однако, уже были известны в России: на выставке «Табак-Экспо» в 2010 году было представлено сразу несколько компаний поставщиков э-сигарет, импортирующих их в Россию, включая многолетнего лидера рынка – бренд «Smokoff». Однако говорить о массовом распространении э-сигарет на 2009 год не приходится. Можно утверждать, что с 2009 по 2016 год в России появилось 4 млн потребителей ЭСДН. Это весьма примечательный факт. Снижение общего числа постоянных курильщиков табака на 7,3 млн отчасти должно объясняться и появлением 4 млн вейперов, хотя в этих 4 млн значительная, если не большая часть всё ещё остаются и потребителями табака – по множеству других исследований, доля «двойных пользователей» всегда высока, и не только в России.

Интересно отметить, что число вейперов в России оценивалось в полтора, максимум в два млн человек. С такой оценкой для России выходили публикации и Euromonitor International, и Ernst & Young. Те же цифры давала Ассоциация ПАУРРЭНС, опираясь уже на таможенную статистику и розничный оборот. Все ошибались, причём почти в три раза. Число потребителей ЭСДН в России превышает 4 млн человек, это уже статистически точные данные. Кстати, можно отметить, что для 2016 года доля белого рынка составляла не более 40% всего рынка ЭСДН. С введением акцизов в 2017 году она значительно упала.

Вейп-шопы России

Английское исследовательское агентство EcigIntelligence недавно завершило анализ опроса вейп-шопов в России. Им удалось проинтервьюировать около 70 менеджеров вейп-шопов, которые в сумме предоставили данные по 400 магазинам, предлагающим товары ЭСДН. По оценкам авторов исследования, эта аудитория охватывает порядка 15–20% розничного рынка ЭСДН в России.

Основные выводы по исследованию такие. Shake-and-vape видится как новый тренд на российском рынке, так как большинство опрошенных менеджеров вейп-шопов, а также пользователей электронных сигарет отметили, что используют или же собираются использовать shake-and-vape в качестве основного способа не платить акциз. Никобустеры уже широко представлены на рынке как жижи-нулёвки. Вместе они представляются более дешёвой альтернативой готовой жидкости с никотином. И это – всеобщее понимание.

Выручка от жидкостей в среднем составляет примерно 58% от всей выручки. На втором месте стартовые наборы – 15%, на третьем – моды / варивольты (10%). Около 8% приходится на танки и атомайзеры и 9% на прочие товары. Наиболее продаваемый объём банок с жидкостью – 30 мл. Самая продаваемая концентрация никотина, если жидкость с никотином – 3 мг / мл. Самые продаваемые вкусы – фруктовые, раньше доминировал «табачный» вкус.

Наиболее популярные жидкости – те, которые были произведены в России. Среди наиболее продаваемых брендов «Dr. Grimes», «Maxwell?s». Но надо отметить, что рынок мало консолидирован, два вейп-шопа на одной улице будут демонстрировать совершенно разные продуктовые матрицы. То есть данные опроса – это, скорее, срез текущей ситуации по некоторой части вейп-шопов, а говорить на его основе обо всём российском рынке едва ли будет корректно.

Среди вейп-шопов, которые оперируют как онлайн, так и оффлайн, 83% продаж осуществлялось через физические магазины. Среднемесячная выручка одного вейп-магазина в России варьируется в широких пределах, от 700 до 30 000 долларов США, с медианной выручкой в 5000 долларов США. Верхняя граница, честно говоря, вызывает большие сомнения и выглядит как мечта кого-то из опрошенных, а не реальный показатель.

В любом случае, исследование EcigIntelligence даёт какое-то представление о вейп-рознице России в конце 2017 года, и это ценно как первичная информация – данные собирало само агентство (в распространении анкет для опроса участвовал и наш журнал).

Максим Королёв   :  NicotianA №2 (30) Весна 2018


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.