Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Аналитика 
 
Рынок ЭСДН в России - Аналитика  

Демография российского вейпинга
2018-01-15

Консалтинговая компания «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young, EY) летом 2017 года обновила свой обзор рынков ЭСДН семи стран. Помимо пяти крупнейших европейских рынков (Великобритания, Франция, Германия, Италия и Польша) в исследование традиционно включаются Россия и Южная Корея. Кроме того, в этот раз в отчёт был добавлен первый обзор рынков вейпинга в странах с жёсткими ограничениями на продукцию ЭСДН – Австралия, Канада и Малайзия.



Диаграмма 1. Возрастное распределение потребителей ЭСДН


Что касается России, то здесь интересно обратить внимание на демографические параметры аудитории российских вейперов, выявленные EY, а также на динамику этой аудитории. Согласно исследованию, в 2016 году доля вейперов среди всех взрослых россиян достигла 1,4%, что соответствует 1,54 млн человек (старше 15 лет). Эти данные коррелируют с оценкой Ассоциации ПАУРРЭНС (см. прошлый выпуск «NA»), а также с оценками других исследователей вейпинга (Euromonitor International, EcigIntelligence). В предшествующие годы эта аудитория уверенно росла, как минимум, удвоившись с 2014 года. В других странах ситуация иная: доля вейперов среди взрослых в последние годы там либо стабильна (Германия, Италия, Польша), либо снижается (Франция). Исходя из исследования, можно было бы предположить и дальнейший быстрый рост числа вейперов в РФ (в самом исследовании EY нет прогнозов), однако 2017 год в России разрушил все прежние тренды, рост как объёма рынка, так и числа вейперов прекратился, по мнению большинства экспертов. Закрылось много компаний, в том числе довольно крупных, другие, казавшиеся оплотом стабильности ещё в 2016 году, явно испытывают финансовые трудности. Например, Babylon Vape сокращает персонал, закрывает магазины, задерживает платежи поставщикам и даже отказался от проведения в сентябре 2017 года выставки «Русский Вейп», ставшей уже традиционной. У них просто не хватает денег. Введение акциза для содержащих никотин э-жидкостей и э-сигарет поставило игроков в гораздо более трудные условия работы. Товар стал подакцизным, что изменило не только систему бухгалтерского учёта, но и всю привычную схему движения финансов, возросла потребность в оборотных средствах, хотя роста выручки нет. Выход из тепличных условий подорвал работу даже тех компаний, которые решили продолжить бизнес и с введением акциза. Прочие вообще ушли с рынка.

Разрушение бизнеса на уровне поставщиков – российских производителей и импортёров – неминуемо сказалось на ситуации в рознице: упали обороты, снизились наценки и заработки, множество магазинов закрылось, а про открытие новых говорят единицы. Огромное число табачных специализированных магазинов, ранее активно включавшихся в дистрибуцию ЭСДН, сегодня вывели эту категорию из ассортимента. Как следствие всех этих пертурбаций, остановился и рост числа вейперов, сходит на нет и флёр моды, и актуальность вейпинга у молодёжи.



Диаграмма 2. Гендерное распределение потребителей ЭСДН


По данным EY, в России наибольшее число вейперов в возрастной группе до 29 лет – 33%, в прочих странах она не превышает 27%, а лидируют там старшие возрастные группы. Уклон на молодёжь и подростков виден даже по форматам проводимых выставок в России. Соревнования клаудчейсеров, тверк, боди-арт, ди-джеи на всех сценах – обстановка для развлечения подростков, а не для бизнес-общения. Плюс бесплатная раздача жижи. Так проходили выставки и до 2017 года, и последняя в декабре не стала исключением.

Не удивительно, что депутаты разных уровней перевозбуждены и требуют запретов и ограничений на вейпинг и на весь ЭСДН-бизнес. Пока ещё новое регулирование не появилось, и даже яснее не стало, в какую сторону законодатель двинется. Видимо, до президентских выборов ничего не прояснится, раздражать молодежь, электоральную опору основного кандидата, никому не позволят. Однако травля вейпинга, развязанная депутатами, особенно Мосгордумы, в различных СМИ не проходит бесследно: популярность вейпинга падает, имидж модного занятия сменяется привкусом маргинальности и эпатажа. А это уже не всей молодёжи по душе, и число новых парильщиков снижается.

Что касается гендерной картины российского вейпинга, то здесь мы не выпадаем из общемировых тенденций. 55% вейперов в России – мужчины, в остальных исследованных странах их от 51 до 56%. Выпадает из картины Италия, где «парильщиц» больше, чем «парильщиков».

Максим Королёв   :  NicotianA №1 (29) Зима 2018


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.