Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Интервью 
 
Рынок ЭСДН в России - Интервью  

«Пар на этом рынке значит многое…»
2016-11-09

Интервью с Марком фон Айкеном (Marc von Eicken), управляющим директором компании Joh. Wilh. von Eicken GmbH.


– Компания Von Eicken известна на табачном рынке два с половиной столетия. А когда вы начали заниматься электронными сигаретами?

– В 2015 году мы запустили эту новую для нас категорию и сосредоточились на немецком рынке. Рынок пока на ранних стадиях развития, и моей целью было создать очень качественный, недорогой и привлекательный продукт в категории одноразовых сигарет, чтобы обеспечить максимум пробных покупок и познакомить с брендом как можно больше потенциальных потребителей. И нам это удалось, мы вышли на рынок с ценой 2,5 евро за одну э-сигарету. Мы разработали привлекательную упаковку с очень современным дизайном, и все шло замечательно, пока мы не столкнулись с решением Высшего суда Германии о запрете продажи товаров ЭСДН в феврале 2016 года. Вступление в силу Директивы о табачных продуктах (TPD-2) 20 мая 2016 года отменяет этот запрет, но сейчас* весь этот рынок в Германии – «ничейная земля». Все знают, что после решения суда продавать нельзя, но снова будет можно уже с 21 мая. Так или иначе, результатом стал отказ больших розничных сетей и прочих заметных игроков от товаров этой категории. Естественно, остановились наши отгрузки, приостановлено производство, но через месяц-два мы снова будем в деле. И бизнес не умер: за это время мы подготовили к выводу на рынок электронные жидкости собственной разработки, а также электронный безникотиновый кальян. Это совершенно безвредный, я бы сказал, продукт. Хотя имидж у э-кальянов в Европе не самый лучший – многие считают, что подростки начинают парить э-кальян, следуя моде в своей среде, а затем подсаживаются на никотиновые версии э-жидкости и даже на табачные изделия, обычные сигареты.


– Это в теории возможно, но ведь проведено огромное количество исследований, показавших, что ничтожный процент никогда не куривших табак парильщиков действительно начинают курить что-то табачное, начав с вейпинга.

– Да, подавляющее большинство переходят с табачных сигарет на товары ЭСДН. Это понятно. Это очевидно менее вредно: нет горения табака, нет и канцерогенов. Все с этим согласны. Это менее вредный продукт. Может быть, не всегда лучше с точки зрения вкусовых качеств, но по возможным последствиям для здоровья он однозначно выигрывает у табака.


– То есть, Вы считаете эту категорию вполне перспективной?

– Я думаю, э-жидкости – это наиболее устойчивая и перспективная товарная категория на ближайшие, скажем, пять лет. Это не простой товар для выхода на рынок, так как на рынке уже слишком много вариантов товара и много производителей. Огромное количество предложений: у всех компаний, я думаю, есть свои э-жидкости. Вообще-то наша идея была в том, чтобы установить сильный имидж бренда «Cross» в категории одноразовых э-сигарет, максимизировать осведомленность потребителя об этом бренде и лишь затем выводить э-жидкость под таким брендом. Иначе это просто невозможно – продукт потеряется в океане аналогичных предложений.


– Электронные жидкости «Cross» предназначены для гаджетов других производителей?

– Да, у нас нет своих гаджетов. Мы пока воздерживаемся от производства инструментов для парения. Здесь очень много сложностей. Есть вопросы патентов. Наверное, вы слышали о компании Fontem Ventures (Imperial Group), которая приобрела огромное число патентов в сфере э-сигарет и преследует производителей по всему миру. И любой проектируемый гаджет необходимо тщательно, во всех деталях проверять, не нарушается где-либо какой-то из патентов Fontem, а это огромный объем работы инженеров и юристов. В каких-то случаях просто невозможно обойти патенты Fontem, что означает длительные переговоры и выплаты за лицензию. Кроме того, в категории гаджетов жизненный цикл продукта слишком короток – для выполнения всех условий его легального и чистого с патентной точки зрения производства. Короче говоря, я не уверен, что при всех этих сложностях гаджеты для вейпинга – это то, что мы хотели бы производить и продавать. А э-жидкости мы делать можем, и получается это у нас очень хорошо. Это не значит, что мы никогда не станем заниматься девайсами, но, скорее всего, это может произойти в рамках поддержки наших э-жидкостей, а не как самостоятельное стратегическое направление бизнеса. С технической точки зрения мы скорее предложим какую-то систему со сменными картриджами, наподобие решений ВАТ или класса «e-Go»… И потом, после вступления в силу TPD-2 так или иначе рынок несколько расчистится, картина станет яснее, и мы будем лучше понимать, куда двигаться.


– Помимо требований TPD-2 в Германии есть регулирование для э-жидкостей?

– Нет, директива содержит исчерпывающий перечень требований к жидкостям, к составу, к оформлению упаковки, свойствам упаковки (вроде защиты от детей и т.п.). Конечно, директива содержит базовые требования, а каждое государство Евросоюза может либо их подтвердить, либо ужесточить в своем национальном законодательстве. Не во всех странах обязательно требования будут совпадать с формулировками Брюсселя.


– А зачем табачным компаниям этот сложный новый бизнес?

– Я думаю, каждая табачная компания просто должна иметь такое направление. Я не хочу, чтобы через двадцать лет мой сын заявил мне, что я когда-то упустил перспективное направление бизнеса, как Kodak пропустил цифровые камеры. Это, очевидно, важное для потребителей направление, и нельзя упустить шанс поставить ногу в дверь, чтобы быть готовым, если тема начнет стремительно развиваться. В то же время, я не думаю, что это станет нашим основным бизнесом. Пока что мы весьма успешны на табачном рынке, мы умеем это делать хорошо, цифры говорят о наличии здесь высокого потенциала, и мы не собираемся отказываться от табачного направления в ближайшее время. Но если начинается «большая заварушка», мы должны быть в ней! Еще одно соображение говорит в пользу участия в рынке ЭСДН. Здесь проще создать успешный и перспективный бренд – ведь здесь нет «Marlboro», которое на рынке 60 лет и приблизиться к которому ни для кого из табачных игроков не реально. Это более ровное, более честное игровое поле. Если рост сделает этот рынок значительным, то у пришедших на него раньше есть больше шансов получить заметную долю. Наш «Cross» – отличный и перспективный бренд с интернациональным названием, удобным на всех языках. К тому же наши торговые партнеры, знающие нас и наш товар уже многие-многие годы, с удовольствием берут и новую категорию, что, конечно, облегчает нашу задачу развития этого бренда. Но пока этот рынок мал, а мы – малы на нем. И стратегия не слишком очевидна… Например, взять рынок Великобритании: там практически перестали продавать одноразовые сигареты, там закончился жизненный цикл всей этой категории. Стабильны позиции только э-жидкостей. В Германии позиции категории одноразовых сигарет все еще довольно сильны, во Франции явно движение не в их пользу. Не знаю, как в России с этой категорией…


– Также: скорее на спаде, чем на подъеме. А жидкости – растут.

– Да, это самая надежная и перспективная категория в ЭСДН, но и самое трудное поле игры. Очень не просто на нем выделиться. Да, безусловно, возиться с заправкой девайса жидкостью намного менее удобно, чем достать и затянуться одноразовой сигаретой, но цена пока работает в пользу жидкостей.


– То есть, если одноразовые э-сигареты существенно упадут в цене, по-вашему, они отыграют рынок?

– Не обязательно. Ведь еще есть облака пара, которые едва ли когда-то можно будет достичь в одноразовых сигаретах. А пар на этом рынке значит многое. Переход на открытые системы для многих вейперов обусловлен именно большим паром, визуальным эффектом. И когда ты сам начинаешь создавать эти облака, уже трудно остановиться, ты хочешь еще больший гаджет, более мощный и дающий более крутые облака пара. И таким образом, потребитель все дальше удаляется от одноразовых сигарет. Кажется, что этот опыт генерации пара потребителем для него гораздо более важен, чем никотин. И статистика здесь подтверждает: при росте продаж жидкостей доля никотина в них все время снижается.

Максим Королёв   :   Журнал "NicotianA" :(№4 (24) осень2016)


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.