Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Рынок ЭСДН в России - Интервью 
 
Рынок ЭСДН в России - Интервью  

Вейперы: Откуда пришёл пар и куда он уходит
2017-02-20

Интервью с Игорем Самборским, Управляющим директором компании Babylonvape.

Игорь Самборский, Управляющий директор компании Babylonvape
– Расскажите коротко о становлении вашего бизнеса.

– Развитие бизнеса можно разбить на две части. Первая – создание бренда «I like» в 2010 году. Проект был направлен преимущественно на стартовый сегмент электронных сигарет и на оптовые продажи на территории СНГ.

Второй ступенью стал проект «Babylon Vapeshop», стартовавший в 2014 году. «Babylonvape» – удачная попытка создать магазин-место по американским вейп-канонам. Освоение премиального сегмента в розничных продажах было экспериментом, который вырос в целую культуру здорового и нового образа мысли. Название придумал дизайнер из Голландии. С точки зрения аудитории проект объединил тех, кто не хочет или не может отказаться от вредной привычки, но и не готов мириться с последствиями табакокурения, бонусом примкнули любители кальяна.

В 2014 году продукция в виде дешёвой китайской жидкости низкого качества уже присутствовала на рынке СНГ, но не отвечала требованиям потребителя. И мы предложили клиентам более дорогой американский аналог. Почему США? Потому что именно эта страна является центром мировой вейп-культуры и родиной значимых новинок индустрии. Качество жидкости пришлось по вкусу, и возросший спрос помог запустить в продажу на русском рынке и другие продукты для электронного парения.

Следующим шагом стало совместное создание продуктов с американскими производителями. Результат – линейка жидкостей «Skills» – оброс популярностью по всему миру, включая Китай и всю Европейскую зону. Большой вклад в культуру внесло сотрудничество с русской рэп-сценой и создание товаров с её представителями: вейпорайзер «Herbalist» с Децл aka Le Truk, линейка жидкостей «King Mozi» и «Royal Dogg» со Смоки Мо. Недавно запустилась жидкость «Versus battle».

Далее приступили к созданию собственных вейп-устройств: «Wave», «Bamboo». Девайсы приобрели широкую популярность в Азии и вошли в топ-5 устройств в мире.

Параллельно мы организовали масштабную международную выставку вейп-индустрии для Москвы и Петербурга – «Русский Вейп» и «Невский вейп». Открыли закрытый клуб для истинных ценителей редких вейп-гаджетов – «Vape Ninja». В полной мере обогатили рынок аксессуаров, запустив в продажу качественные батарейки, готовые испарители, хлопок под брендом «Babylonvape». Под началом лаборатории Yoskillslab выпустили жидкости «Турбо», «Antisocial», «Братишка», «Kurada». Отправили в путешествие первый вейпшоп на колёсах, который сегодня стоит на лыжном курорте Горки Город. Также созвали некоммерческую ассоциацию РАПИРА, объединяющую игроков русскоговорящей индустрии. Создали собственную марку одежды. Открыли масштабный проект «Vape Flava» – стильные вейпшопы с возможностью приобретения франшизы. На настоящий момент мы являемся одним из самых популярных вейп-сообществ в интернете, а наши вейпшопы работают во всех уголках страны.


– Как вы оцениваете объём рынка электронных сигарет?

– Если говорить про мировую индустрию, то цифра перевалила за 9 млрд долларов США. Бум электронных сигарет сейчас переживает Европа. Тут сработала правильная государственная пропаганда с научными и медицинскими исследованиями. Европейское правительство реально рассматривает «парение» как альтернативу курению. Правильное регулирование рекламы, политика «18+» и разумное ограничение использования устройств в общественных местах делают вейпинг честным оружием в борьбе с вредной привычкой.

Что касается России, то новые стандарты и сертификация производства и импорта, серьёзные ограничения по рекламе направлены на уничтожение молодой индустрии. Сегодня РФ рынок мы оцениваем в 300 млн долларов. После вступления в силу новых законов ситуация может сильно измениться не в лучшую сторону.

Процентное соотношение вейперов по странам выглядит так: в США 26% курильщиков уже использует электронные сигареты, в Великобритании – 21%, во Франции – 12,5%, в России лишь 2,5%, при этом доля курящего населения в России выше, чем где-либо в мире.


– Сколько новых вейпшопов вы планируете открыть в 2017 году?

– Очень непростой вопрос. Наша стратегия напрямую зависит от ряда новых законодательных факторов. В случае разумного и логичного регулирования вопроса по европейскому шаблону мы продолжим развивать рынок и удовлетворять потребности нашей аудитории.


– Какой объём продаж вы предполагаете на 2017 год?

– Такой же непростой вопрос. Мы находимся в сильной зависимости от внешних факторов. В любом случае мы делаем ставку на импортозамещение и разработку собственных продуктов высокого качества. В условиях индустриального кризиса сильные игроки станут более сильными, а мелкие, к сожалению, уже не смогут конкурировать.


– Какие вейп-бренды готовятся вами к запуску в 2017 году?

– На рынок уже вышли «Kurada», «Obi wan cannoli», несколько брендов доступной жидкости в нижнем ценовом cегменте, созданных на премиальных компонентах. С этого года мы начали сотрудничество с австрийской компанией, известной по компактным электронным сигаретами премиального качества на американских жидкостях «My Von Earl». Это удобное и простое устройство с ориентацией на новичков. Надеемся, что вскоре плоды нашей работы увидят свет.


– Какое количество брендов представляет BABYLON как дистрибьютор?

– Мы представляем более десяти мировых брендов. С большинством наша команда работает на эксклюзивных началах. Кому-то мы обеспечиваем аудиторию и интерес, с кем-то создаём новые продукты, кого-то просто дистрибутируем для новинок, ассортимента. Стараемся действовать по мере сил и возможностей, сохраняя здравое число параллельных проектов.


– С какими трудностями вы сталкивались в процессе реализации бизнес-идей? Сталкиваетесь ли вы с этими трудностями сегодня?

– Да, все типичные проблемы первопроходцев в новых индустриях: отсутствие квалификации персонала, полная непредсказуемость рыночной конъюнктуры и тенденций, отсутствие доступа к капиталу для развития проекта со стороны банковских учреждений (сложный и непонятный сектор для банков), отсутствие конструктивного диалога с государством и СМИ, постоянная дезинформация населения, несформированное правовое поле без стандартов качества продукции и её производства, недобросовестность отдельных участников рынка, зарабатывающих вне заботы о потребителе, что чёрным пятном ложится на репутацию всей индустрии. Сейчас с частью таких трудностей мы боремся за счёт профессиональной команды и взаимодействия с другими адекватными участниками рынка.


– Какие прогнозы на 2017 год вы можете сделать в контексте введения акцизов на вейп-продукцию?

– Акцизы на жидкость введены с 2017 года (10 руб. За 1 мл жидкости с никотином, производимой в РФ или импортируемой). Они довольно губительны для развития индустрии и ведут к следующим последствиям:

  • Снижение качества продукции, ведь рост конечной цены не даст возможности привозить премиальную продукцию для широких масс. В стране кризис, а значит, доход и покупательная способность на низком уровне, как в 2008 году;
  • Высокая удельная доля акциза в себестоимости ведёт к росту цен для русских производителей на 100–200%, учитывая наценки дистрибьюторов, розничных сетей и т.д. У американских жидкостей цена вырастет всего на 30–50%, что существенно сократит разницу в ценах. Соответственно, существующие преимущества отечественные товары утратят;
  • Рост спроса на закрытые системы;
  • Рост спроса на безникотиновые жидкости, в которые клиент будет добавлять никотин самостоятельно. А это уже опасная для здоровья история;
  • Консолидация отрасли и значительное усложнение участия в ней для малого бизнеса.


– Ждать ли роста цен в 2017 году?

– Обязательно, но только после сокращения на рынке запасов товара, завезённого в 2016 году.


– Сколько стоит стартовый пакет франшизы «Vape Flava»?

– Для клиента он стоит 180 тысяч рублей. В пакет входят инструкции, гайд- и бренд-буки с полным описанием ведения бизнеса, стандартов, законодательства, обучение персонала, помощь в подборе помещения, закупках всего оснащения магазина, покупка товара по заниженной цене и полная поддержка магазина в его операционной деятельности, а также системный PR и продвижение бренда «Vape Flava».

Если говорить о том, сколько нужно денег, чтобы открыть магазин, то это уже зависит от размера помещения, условий базовых платежей по аренде, широты ассортимента и прочего. Диапазон трат – от 1,5 до 5 миллионов рублей.


– Намного ли вейпинг дороже курения табака?

– В среднем вейпинг пока дешевле традиционного курения, в случае если ты не коллекционер, а средний потребитель. Пачка хороших сигарет в этом году обещает дойти в цене до 200 рублей. То есть в среднем курильщики тратят 6000 рублей в месяц. С вейпингом иная история. Вы покупаете девайс, который служит вам намного дольше пачки сигарет. На стартовый набор можно потратить от 1000 до 10 000 рублей. Если разделить эту цифру хотя бы на 12 месяцев, которые устройство вам точно прослужит, то месячная трата составит всего 100–850 рублей. Далее покупка расходников: ватки, жидкости. Для закрытых систем – это около 600 рублей, например, картриджи «My Von Earl». Для открытых систем бутылочка в 60 мл стоит от 650 рублей: например, «Royal Dogg» (США) стоит до 1590 рублей, ее хватит на 10–12 дней (или 2000–4500 рублей в месяц). И испарители (хлопок) и проволока – еще 300–500 рублей в месяц. Итого: от 3200 до 5850 рублей. В развитых странах – с ценой пачки сигарет от 600 – это ещё более выгодная история.


– Какой сегмент приносит компании наибольшую прибыль?

– Сложно сказать однозначно, так как есть очень долгосрочные проекты, на которые постоянно уходят ресурсы компании, а результат нужно ждать. Динамика индустрии слишком высока, каждое направление поддерживает другое в нашей вертикальной интеграции, как единый организм. Тяжело сказать, были бы наши собственные бренды в дистрибуции популярны без постоянного контакта с клиентом в рознице и отдела продвижения, постоянного проведения выставок и обмена опытом с западными коллегами. К тому же эффект масштаба: ведь некоторые члены команды могут быть задействованы в проектах каждого из бизнес-направлений, а акцент может радикально меняться от месяца к месяцу. Мы можем делать акцент на розницу и качество сервиса или усилить R&D и производство, или на пару недель полностью выпасть из рабочего процесса, сконцентрировавшись на проведении выставки «Русский Вейп». Но можно смело сказать, что розница без узнаваемого сетевого бренда в 2017 году точно не будет окупаться как бизнес-направление на рынке. И будет очень тяжело мелким производителям жидкости.


– Велика ли прибыль от онлайн-продаж?

– На разных сегментах продукции прибыль очень разная. Есть хайповые продукты без маржи, есть маржинальный прирост в рамках группы собственных торговых марок. К тому же постоянные скидки, акции, демпинг на рынке. Иногда продукция, чтобы не превратиться «в тыкву», продаётся ниже себестоимости. Если не рассматривать онлайн-торговлю как часть бизнеса группы компаний Babylon, трафик которому обеспечивают другие бизнес-подразделения, то он бы был на уровне любого другого онлайн-магазина по продаже сотовых телефонов. То есть с низкой маржинальностью. Расходы на его операционное развитие и поддержку сопоставимы с валовой прибылью.


– Как не прогореть в 2017 году на просторах вейп-индустрии?

– Смотря какой компании по уровню развития и из какого бизнес-сегмента. К примеру, крупной розничной сетке стоит держаться за узнаваемый бренд, отстаивать мировой опыт регулирования индустрии в РФ, заниматься торговлей только хайповой и продвигаемой производителями продукции, чтобы снижать свои издержки на продвижение. Соблюдать рекомендованные цены, так как любой демпинг приводит к снижению маржинальности всей сети сразу, участвовать в выставках, объединять усилия с другими сетями для появления эффекта масштаба.

Для производителя жидкостей год будет сложный, так как рынок перенасыщен. Контролировать цену мелким игрокам очень сложно. Взаимоотношения движутся к структуре классического ритейла. Не просто будет «входить» в розничные каналы продаж без должного сервиса ритейл-партнеров, каких-то входных инвестиций на рекламную поддержку бренда. Сетям нужны будут бренды, за которыми клиент приходит сам. Эффект масштаба из-за снижения общей маржинальности сильно скажется на их бизнесе. Нужно держаться крупных брендов, сотрудничать с ними и пользоваться их инфраструктурой, брать известные франшизы и не наступать на грабли первопроходца. Рынок будет двигаться к консолидации, как и в любой другой отрасли.

Беседовала Зоя Просекова   :  NicotianA №2 (26) Весна 2017


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.