Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Новости Ассоциации 
 
Новости Ассоциации  

Акцизы на ЭСДН в России
2018-09-25

Федеральным Законом №401-ФЗ от 30 ноября 2016 года в состав подакцизных товаров были включены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина, а также табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путём нагревания. Статьёй 193 Налогового кодекса Российской Федерации ставки акцизов на указанные товары с 1 января 2017 году были установлены в размере 40 руб. за 1 э-сигарету, 10 руб. за 1 мл жидкости для ЭСДН и 4800 руб. за 1 кг табака, предназначенного для потребления путём нагревания. На 2018 год ставки были повышены примерно на 10%, такая же индексация предусмотрена на 2019 год (ставки на 2019–2021 гг. показаны в таблице).

В соответствии с данными Ассоциации «Табакпром», полученными на основе отчёта Федерального казначейства РФ об исполнении Федерального бюджета в 2017 году, таможенной статистики и статистики ФНС, доходы от акцизов в 2017 году были следующие. Одноразовые ЭСДН принесли в бюджет 29,4 млн руб. (импортировано 735 тыс. шт. изделий). Никотиносодержащие жидкости пополнили казну на 55,6 млн руб. (из них внутреннее производство принесло 8,9 млн руб., остальное – импорт). В России произвели 890 литров э-жидкости с никотином, а импортировали 4,67 тыс. литров. Нагреваемый табак (стики) обеспечили поступление 485,1 млн руб., из которых 2,1 млн руб. уплачены с внутреннего производства, которое только начало разворачиваться в 2017 году на фабрике «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области. Физически под акцизное налогообложение попало более 100 т нагреваемого табака, или более 300 млн стиков.

Если в отношении стиков нагреваемого табака можно говорить об этих данных как о достоверном объёме поставок на российский рынок в соответствующий период, то в отношении э-жидкости и э-сигарет («одноразовых ЭСДН» – в терминологии Налогового кодекса) официальная статистика мало о чём говорит. Доля чёрного рынка не известна, но она велика и в статистику ФНС и ФТС никак не попадает. Да и с самими ставками не всё в порядке. Ассоциация ПАУРРЭНС обратилась весной 2018 года в Комитет ГД РФ по бюджету с предложением гармонизировать и упростить налогообложение ЭСДН.

Главная асимметрия действующих ставок заключается в том, что в случае одноразовых ЭСДН облагается акцизом и жидкость, и устройство, а для открытых систем («модов», «танков» и т.п.) предусмотрено налогообложение только жидкости. Возможное решение облагать акцизом устройства не столь избирательно, а во всём их разнообразии представляется не очень удачным. Устройства лучше вовсе исключить из налогообложения, так как из-за высоких темпов развития этих технологий в мире их многообразие не поддается никакому учёту и законодательной классификации. Не говоря уже о проблеме компонент и деталей устройств. Администрирование акцизного налогообложения всех типов устройств ЭСДН не представляется реалистичным, а необходимость его более чем сомнительна, так как потребляемым продуктом является аэрозоль (пар), генерируемый устройством через нагрев жидкости, а жидкости однозначно количественно измеримы через объём, не зависимо от того, находятся ли они в товарных ёмкостях или внутри устройств ЭСДН.

Наиболее рациональным выходом из этой ситуации видится переход к обложению акцизом только жидкостей для ЭСДН, без обложения устройств любого вида. Такой акциз был бы легко исчислим по единому принципу специфической ставки в рублях за миллилитр жидкости. Ассоциация ПАУРРЭНС предложила совершить плавный, эволюционный переход от действующей системы к системе акцизного налогообложения исключительно жидкости для ЭСДН, с возможным последующим полным упразднением ставок для устройств ЭСДН.

Поскольку ставки акцизов на 2019–2021 годы утверждены Думой в другом виде (показаны в таблице), предложение Ассоциации бюджетным комитетом было проигнорировано. Либо знатоки законотворческой кухни решили, что сейчас не время заниматься этой малозначительной проблемой. За основу поправок в НК, ставших уже законом, в Думе приняли старый законопроект и традицию табачной индексации акцизов. Радует уже то, что не было принято и альтернативное предложение от ряда компаний, поставляющих в Россию э-жидкости, снизить ставки на жижу за счёт повышения ставок на «одноразки», то есть предложение усилить уже существующую диспропорцию, которое выдаёт в авторах лишь неуклюжую попытку развернуть законодательство против конкурентов.

  :  NicotianA №4 (32) Осень 2018


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.