Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем  
Навигация  



Новости Ассоциации 
 
Новости Ассоциации  

Пресс-релиз Ассоциации ПАУРРЭНС
2020-02-11

Пресс-релиз Ассоциации ПАУРРЭНС
от 11.02.2020

Касательно: законопроект 119575-7
о приравнивании ЭСДН и табака

Ассоциация ПАУРРЭНС (Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем) приветствует начало процесса федерального регулирования отрасли электронных систем доставки никотина (ЭСДН).

Ассоциация ПАУРРЭНС, представляющая интересы российского сегмента отрасли ЭСДН, а также интересы миллионов российских потребителей никотинсодержащей продукции со сниженным риском, обеспокоена стремлением авторов законопроекта свести регулирование инновационной никотиновой продукции к существующему табачному регулированию через поправки в 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Ассоциация не считает подход, де-факто приравнивающий ЭСДН и табак существенно разные категории потребительских товаров, идеальным для сегодняшнего состояния нашего общества и экономики. Эти продукты объединяет только наличие никотина, который сегодня в России объявляется «главным злом» и врагом здоровья населения. При этом авторы законопроекта предлагают исключить из сферы регулирования никотинсодержащие продукты фармацевтической отрасли, зарегистрированные как медицинские изделия. Мы ожидаем от законотворчества большей определённости, последовательности и логичности. Только полное понимание, является ли никотин с научной точки зрения лекарством или ядом, должно определять регулирование продуктов с ним, а не формальные процедуры регистрации. Если дело в дозе никотина, то научно-обоснованный пограничный уровень содержания никотина должен быть чётко указан в законе. Скрытый от общества процесс индивидуального одобрения товаров как «медицинских» (то есть как минимум безвредных) несёт явные коррупционные риски. В то же время проект федерального закона, и некоторые поправки ко второму чтению, уже ставшие известными СМИ, готовы необоснованно объявить все иные никотинсодержащие продукты заведомо вредными.

Здесь очень важна ясность и чёткость формулировок.

Ассоциация ПАУРРЭНС считает, что введение никотинсодержащей продукции в сферу регулирования 15-ФЗ может быть совершено только при условии точных терминологических обозначений всех потребительских товарных категорий, содержащих никотин или табак. Мы выражаем надежду, что при этом законодатели будут придерживаться терминологии ВОЗ и Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, к которой Россия присоединилась в 2008 году.

Это общее принципиальное замечание к законопроекту. Отдельные конкретные положения также заслуживают внимания и требуют корректировки на текущей стадии подготовки документа ко второму чтению.

Первое. Поправка в Статью 11, пункт 5 (15-ФЗ), говорящая о запрете рекламы ЭСДН, представляется лишней, так как противоречит другой поправке (в Статью 16 того же 15-ФЗ) в этом же законопроекте, ограничивающей такую рекламу. Если регулятор признаёт вредным никотин как таковой, то и запрет рекламы должен быть всеобщим. Если же признавать вредным только табак, то полный запрет рекламы должен касаться только табачных, как это уже установлено законодательством, а не всех никотиновых продуктов. Определённые ограничения при коммуникациях с несовершеннолетними, включая рекламу в интернете, вполне оправданны, когда речь идёт о никотинсодержащей продукции всех типов. Следует подчеркнуть, однако, что реальным доказанным риском для взрослых потребителей обладают лишь сгораемые табачные продукты, поскольку лишь в результате пиролиза натурального табака при высоких температурах образуются канцерогены и токсины в опасных для потребителя количествах. Табаки, нагреваемые без сгорания или употребляемые без нагрева (бездымные табачные изделия), как и никотинсодержащие продукты вовсе без табака, не поставляют в организм указанных канцерогенов. Они обеспечивают зависимых от никотина потребителей необходимым им веществом, снижая и даже полностью устраняя риск возникновения онкологических заболеваний. Согласно чётким и однозначным установлениям ВОЗ, никотин не является канцерогенным веществом.

Все поставщики потребительского никотина должны быть в равных конкурентных условиях, в том числе в отношении возможностей коммуникации, иначе это будет регулирование в пользу одних хозяйствующих субъектов за счёт других.

Второе. Возможность открытой выкладки на витрину розничной точки принципиально важна для отрасли ЭСДН. Вместе с возможностью информирования покупателей и коммуникаций внутри отрасли (специализированные издания) свободное представление товаров со сниженным риском безусловно необходимо для переключения курильщиков на менее вредные способы получения никотина. Кроме того, Ассоциация ПАУРРЭНС абсолютно убеждена, что запрет розничной выкладки ЭСДН по аналогии с табачной продукцией приведёт к закрытию тысяч специализированных розничных предприятий отрасли ЭСДН по всей стране. Подавляющее большинство таких организаций относятся к сфере малого и среднего бизнеса (МСБ). Их фактическая ликвидация через запрет выкладки ещё больше снизит долю МСБ в российской экономике, а это прямо противоречит Указу Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Запрет выкладки и рекламы в местах розничных продаж нанесёт разрушительный удар по перспективному для молодых предпринимателей инновационному сектору экономики. С учётом того факта, что с 2020 года почти весь ассортимент ЭСДН в России является подакцизным, бюджетные поступления от новой отрасли также обретут отрицательную динамику.

Третье. Предлагаемые законопроектом совместные «курилки» для курильщиков табака и потребителей ЭСДН (пункт 7, подпункт «в» законопроекта) – однозначно неприемлемы. Такое требование уничтожает весь смысл перехода курильщика на менее вредные способы получения никотина и снижение распространённости курения в РФ. Включение подобного требования в законопроект указывает на недопонимание авторами сути возникновения новой отрасли ЭСДН, содействующей стремлению зависимых от курения людей во всём мире избавиться от вдыхания канцерогенов, получая необходимый им никотин.

Вся отрасль никотинсодержащей продукции сниженного риска возникла и растёт исключительно на стремлении обычных потребителей сохранить здоровье. На сегодня уже десятки миллионов бывших курильщиков в мире вернули своё здоровье к возрастной норме благодаря отказу от табака, заместив сигареты никотином из инновационных продуктов, прежде всего ЭСДН. Тот же процесс начался и в России, но совмещение мест для курения табака и для потребления ЭСДН развернёт процесс вспять, заставив часть бывших курильщиков вернуться обратно к сигаретам и сгораемому табаку.

Совершенно правильным требованием законопроекта является дополнение, распространяющее действие Статьи 20 (федеральный запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним в 15-ФЗ) на ЭСДН. По этому вопросу в отрасли ЭСДН давно существует полный консенсус. Ассоциация ПАУРРЭНС последовательно предлагает закрепить запрет на продажу ЭСДН несовершеннолетним в федеральном законе с самого момента своего возникновения в 2016 году, и неоднократно заявляла об этом в сообщениях для прессы и в своих прямых обращениях в органы власти всех уровней. Мы, безусловно, поддерживаем данное положение.

Ассоциация ПАУРРЭНС

Для получения более подробной информации:
Максим Королев, председатель правления Ассоциации
Тел. +7 985 769 2281
e-mail: mkorolev@vaping-alliance.ru


  :  


 
e-mail: info@vaping-alliance.ru | ©2016 «Ассоциация ПАУРРЭНС». Все права защищены.